Вводный урок в онлайн-школе
Этапы урока
Технические моменты
До начала работы с ребенком необходимо проверить корректность работы видео- и аудиосвязи
(1-5 минут)
Знакомство
Задача:
Установить контакт с ребенком
(5 минут)
Основной урок
Задачи: заинтересовать ребенка изучением шахмат и определить его уровень игры
(25-35 минут)
Завершение урока
Задачи: дать ребенку обратную связь, провести рефлексию и пригласить на занятия (2 минуты)
Обратная связь для родителей
Задача:
Донести до родителей ценность занятий шахматами
(5 минут)
Работа менеджера
  1. После занятия клиенту должен позвонить менеджер, который расскажет о стоимости занятий и вариантах абонементов

Знакомство
Как наладить контакт с ребенком

Важно установить контакт с ребенком до перехода к рассказу основного материала. Ниже мы перечислили вопросы, которые помогут в этом.

Если чувствуете, что контакт еще не налажен – расширьте список вопросов.


Примерный скрипт разговора

Добрый день.

- Дожидаемся приветствия ребенка.

Давайте познакомимся. Меня зовут ИМЯ, я – тренер по шахматам. Как тебя зовут?

- Ответ от ребенка

Умеешь ли ты играть в шахматы?
(ответ да/нет)

Расскажи, кто тебя научил играть в шахматы?
(рассказывает)


Положительная обратная
1 вариант.
(Похвалить ребенка, если он умеет) «Классно, что ты уже что-то знаешь о шахматах. Сейчас я расскажу, как будет проходить наше занятие».

2 вариант.
(Если ребенок не умеет.) «Классно, тогда у меня для тебя есть отличная новость. Сегодня ты познакомишься с этой замечательной игрой».

Квалификация детей по уровню
  • Не умеет играть
    Ребенок никогда не занимался шахматами, это его первое знакомство с игрой.
  • Дед учил
    Учил любой из родственников, секция в детском саду.
  • Занимался в секции
    Занимался в профессиональной или школьной секции
Перед тем, как рассказывать основной материал, квалифицируйт ребенка по уровню шахматных навыков и возрастных особенностей. В зависимости от квалификации вы будете выбирать подходящий материал.
Основной материал
Структура урока для «Новичков»
1 Рассказываем сокращённую версию сказки {5 минут}

Пример сказки

Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран.


Было у него множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре он всех противников победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тринадцать тысяч боевых коней и всадников, быстрые и мощеные колесницы, а самое главное – непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, слоны считались самым грозным в мире оружием!


Никто не мог их остановить. Ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, всё разрушить на пути.


И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Это сейчас можно прийти домой и посмотреть мультики или поиграть на компьютере. Раньше не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники.


Посидел Падишах на троне да на печи неделю-другую и закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев! Прибежали испуганные мудрецы: «Что тебе надобно, царь-государь?» «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите мне – велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет – мой меч – голова с плеч!» - Так раньше у царей водилось.


Опечалились мудрецы, пригорюнились и пошли думать, как грозному шаху-падишаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи.



Начали мудрецы лбы морщить да головы себе чесать. Время назначенное проходит, зовёт их грозный владыко к себе. «Ну что, придумали?» - спрашивает. Один чародей достаёт кубики золотые, цепочки серебряные.
Поиграл цепочками царь, побросал кубики. Не понравилось! «С глаз долой!» - закричал. Хорошо ещё, казнить не велел. Второй мудрец вынул шары изумрудные да кегли мраморные. Покатал правитель шары, тоже не обрадовался этой «детской» забаве. Скоро все мудрецы были прогнаны, лишь один самый известный из них остался. «Ну, а у тебя, что за игрушка?» - спрашивает грозный царь.


Достаёт самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там – деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое?! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!»
«Не всё то золото, что блестит!» - мудрец отвечает.


Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках всё своё войско: и коней, и пехоту, и крепости и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.
Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом краю доски, чёрное войско.


Падишах с усмешкой спрашивает: «Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?»


Мудрец молвил: «Давай, повелитель, попробуем!» - объяснил царю правила игры, и они начали сражение. И вскоре индийский правитель увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. Мудреца велел шах по царски наградить.


Когда царь добирался до шахматного короля противника, то он по своей былой военной привычке окликал врага: «Эй, шах!» А когда вражеский король падал сражённый, то великий падишах с грустью говорил: «ШАХУ МАТ!» Сражение ведь кончилось на этом.
А царь так любил воевать. В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб.


С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ.



2 В конце спрашивае ребенку:
Как ты думаешь, почему люди хотят научиться играть в шахматы?


(поддерживаем с ребенком диалог)


3 Переходим к изучению материала

3.1) Шахматная доска. На ней играют в шахматы

- Это поле битвы, на нем сражаются шахматисты, оно состоит из клеток.

Рассказываем про клетки: что бывают они белые и черные
(показать)



3.2) Вертикаль, горизонталь, диагональ

Из клеток образуются линии. Линии – это как дороги, по которым ходят фигуры.
(картинка доски и рядом картинка дороги)

Рассказываем про горизонталь

(картинка доски с горизонталью и картинка с горизонтом)
Это горизонталь (показываем на доске). Например, ты можешь увидеть горизонталь здесь (тут мы показываем линию горизонта).

Можно повторить само слово «горизонталь» несколько раз.

Вертикаль
(картинка доски и лестница вертикальная)
Это вертикаль. Вертикаль ты видишь, когда забираешься по лестнице

Диагональ
(картинка доски и горка)
Это диагональ, когда ты катишься с горки.


Возможно задание: доставить фигуры по линии

3.3) Изучаем названия фигур


Задача – 6 фигур на доске
Проговариваете названия фигур
Проговариваете – ребенок повторяет
Подчеркиваете – ребенок повторяет

3.4) Изучаем ладью


- Показываем, как ходит ладья

- ребенок пробует ходить ладьей на доске

- выполняется простейший лабиринт

- объясняе, как рубит ладья

- ребенок делает упражнение на сруб

Структура урока для «Дед учил
0) Опционально: Рассказываем историю про шахматы

1) «Мне необходимо убедиться, что ты правильно освоил, как ходят все фигуры»

Ладья
Слон
Ферзь
Конь
Король
Пешка

Хвалим после того, как ребенок ответил на все вопросы

2) «Знаешь такое понятие, как…»

Шах
3 способа защиты от шаха (очень важна последовательность)
Мат
Пат"

Если ребенок затрудняется разобраться в данном материале, то оставляем только шах.

3) Решает задания

Поставить шах
Защититься от шаха
Поставить мат в 1 ход

Если ребенок отлично справился с заданием, то ставим ему задачи на мат в 2 хода

4) Играем в пешечный бой

Если остается 10 минут

Структура урока для «Занимался в секции

1) «Мне необходимо убедиться, что ты правильно освоил, как ходят все фигуры»

Ладья
Слон
Ферзь
Конь
Король
Пешка

Хвалим после того, как ребенок ответил на все вопросы

2) «Знаешь, что такое…»

Шах
3 способа защиты от шаха (очень важна последовательность)
Мат
Пат"

Если ребенок затрудняется разобраться в данном материале, то оставляем только шах.

3) Решает задания

Поставить шах
Защититься от шаха
Поставить мат в 1 ход

(если ребенок отлично справился с заданием, то ставим ему задачи на мат в 2 хода)


4) Дополнительные темы/задания (опционально)
- Линейный мат
- Мат ферзем
- Мат ладьей


Важно:
Если вы видите, что ребенок не справляется с материалом, который вы наметили ему – перейдите на этап ниже. Или давайт программу медленнее.
Завершение урока
«Мы заканчиваем сегодняшнее занятие. Мне очень понравилось с тобой заниматься».

«Особенно мне понравилось…» (пример).

«Расскажи, что тебе понравилось на занятии?»

(ждем ответ)

«На следующих уроках ты изучишь…»
Пример: как ходят фигуры, и уже совсем скоро сыграешь свою первую партию


«На этом наше занятие заканчивается. Позови, пожалуйста, родителей».

Важно:
В течении урока необходимо рассказывать о том, что будет в дальнейшем на занятиях

Обратная связь для родителей
(тут в конференцию должен подключится менеджер школы)

«Мы сегодня проработали… {рассказать, что изучали}».
Пример: фигуры, он научился сегодня ходить и рубить ладьей.


«Ваш ребенок полностью готов к занятиям шахматами».
(перечислить 2-3 успеха из списка)

пример:
Есть успехи в восприятии, видно, что умеет быстро схватывать новую информацию

варианты:
-Усидчивый
-Способный
-Быстро усваивает информацию
-Умеет пользоваться компьютером

Рассказать, что есть над чем поработать. И о том, какую пользу это принесет ребенку.

Пример:
Также есть моменты, над которыми нужно поработать. Безусловно, занятия шахматами сделают вашего ребенка более самостоятельным и ответственным. Кроме того, это положительно скажется на развитии памяти.

качества для развития:
- Внимательность
- Самостоятельность
- Ответственность
- Разовьет память

Первое, что мы хотим сделать – привить ребенку любовь к шахматам. (или чтобы он полюбил шахматы так же, как и мы).

У нас всегда первым этапом идет формирование фундамента шахматного образования – это индивидуальные занятия которые длятся от 3 до 6 месяцев.

Во время индивидуальных занятий мы подготавливаем ребенка к его первому турниру и к групповым занятиям.

Группы у нас небольшие. Если честно, я считаю, что в больших группах эффективность обучения сильно снижается.

По результатам урока, рекомендую вам:
Рекомендации в зависимости от квалификации
Нулевой уровень
Дед учил
Занимался в секции
4 - 5 лет
30 минут (3-6 мес)
30 минут (3-6 мес)
45 минут (3 мес)
6 - 7 лет
30 - 45 минут (3-6 мес)
30 - 45 минут (3-6 мес)
45-60 минут (3 мес)
8 - 10 лет
45-60 минут (3мес)
60 минут (3 мес)
60 минут (1-3 мес)
11 +
60 минут (3 мес)
60 минут (3 мес)
60 минут (1 мес)
Пример рекомендации:

«Я рекомендую вам начать с индивидуальных занятий по 30 минут 2 раза в неделю, так как ваш ребенок еще маленький, усидеть дольше будет тяжеловато, из-за чего его эффективность снизится. Через пару месяцев можно будет увеличить нагрузку»

Спросите, остались ли к вам вопросы? Если остались, ответьте на них.

Спасибо большое, что уделили мне время. Я искренне благодарен, что вы уделяете время развитию ребенка.

Сразу после завершения пробного занятия необходимо заполнить журнал ЦРМ:
- прописать комментарий по эталону;
- указать уровень ребенка (см таблицу ниже);
- указать, с какого устройства был клиент: компьютер, планшет или телефон.

Комментарий после пробного пишется по эталону
https://docs.google.com/document/d/1iOBvtV05TXeD_WTvsQsDpQZiCcvrd1vG/edi
    Made on
    Tilda